Project Description

ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. Наименование инновационного образовательного проекта организации-соискателя:
Комплексная организационно-методическая поддержка эффективного перехода организаций высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования на технологии смешанного обучения с использованием инновационных аналоговых форм и возможностей цифровой образовательной среды.

2. Направление инновационной деятельности:
Приоритетная область деятельности инновационного проекта: педагогическое образование, информатика, цифровизация (в соответствии с п. 1.2).

2.1. Направление инновационной деятельности: Разработка базовых принципов и модели внедрения технологии смешанного обучения, консультационно-методическая, организационная поддержка процессов формирования индивидуальных траекторий профессионального развития научно-педагогических работников, информационно-методическая поддержка их непрерывного профессионального развития, организация мониторинговых исследований эффективности и обмен опытом применения технологии смешанного обучения.
2.2. Тематика ИОП: Обеспечение комплексной поддержки перехода научно-педагогических и руководящих работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессионального образования к смешанным формам обучения на основе эффективного использования цифровой образовательной среды.

3. Цель (цели) инновационного образовательного проекта:
Создание условий эффективной интеграции цифровых образовательных технологий онлайн и дистанционного обучения с аналоговыми формами обучения в системе высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования.

4. Задачи инновационного образовательного проекта:
4.1 Разработка базовых принципов и модели внедрения технологии смешанного обучения.
4.2 Организационно-методическое обеспечение внедрения технологии смешанного обучения в высшем образовании и дополнительном профессиональном образовании.
4.3 Консультационно-методическая поддержка процессов формирования индивидуальных траекторий профессионального развития научно-педагогических работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессионального образования в области смешанного обучения.
4.4 Информационно-методическая поддержка непрерывного профессионального развития научно-педагогических и руководящих работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессионального образования
4.5 Организация мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения».

5. Основные идеи инновационного образовательного проекта:
Цифровая трансформация экономики влечет за собой кардинальные изменения в образовательных технологиях и порождает необратимые процессы изменения всей системы образования. В системе высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования (ДПО) это отнюдь не только освоение преподавателями новых методов и инструментов онлайн и дистанционного обучения. Прежде всего, это новый взгляд на нормирование труда, формирование новых принципов оплаты, повышение значимости менеджмента качества в системах управления образовательными организациями, мониторинга и самооценки по ключевым показателям результативной и эффективной работы вуза или организации ДПО. Этот взгляд на процессы трансформации в системе высшего и дополнительного профессионального образования обусловил основные следующие идеи инновационного образовательного проекта.

1) Руководители организаций высшего образования и ДПО должны понимать важность создания условий для перехода к смешанному обучению, в т.ч.:
– изменение системы нормирования труда;
– формирование новых принципов оплаты;
– использование в системах управления образовательными организациями положений стандартов качественного менеджмента;
– мониторинга и самооценки по ключевым показателям результативной и эффективной работы вуза или организации ДПО.
В рамках инновационного образовательного проекта для руководителей образовательных организаций должны быть организованы разъяснения концепции, модели и основных задач смешанного обучения, обеспечено их мотивирование на создание условий для перехода к смешанному обучению.

2) Федеральная инновационная площадка должна обеспечить руководителей организаций высшего образования и ДПО необходимой поддержкой для формирования локальной нормативной базы, которая будет обеспечивать мотивированное включение научно-педагогических работников в процессы перехода на новые образовательные технологии и регламентировать новые организационные и экономические условия.

3) Инновационный образовательный проект предусматривает создание системы открытых онлайн-курсов для формирования (совершенствования) у научно-педагогических работников сферы высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования компетенций по разработке и внедрению в практику технологий смешанного обучения с использованием инновационных аналоговых форм и возможностей цифровой образовательной среды. Повышение квалификации научно-педагогических работников в рамках инновационного образовательного проекта имеет важное значение и должно послужить отправной точкой для масштабирования проектов подготовки персонала вузов и организаций ДПО к широкому внедрению смешанного обучения.

4) Для развития надпрофессиональных (управленческих, проектных, коммуникативных, экспертных и т.д.) компетенций научно-педагогических работников в рамках проекта предусматриваются проектно-инновационные сессии для практического освоения современных образовательных технологий, применяемых в смешанном обучении, технологии проектного обучения, инновационно-проектной методологии, модульной технологии проектирования и реализации образовательных программ, проблемно-ориентированное обучение.

5) Инновационный образовательный проект предусматривает организацию активного обмена опытом и распространение лучших практик использования смешанного обучения в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования, в том числе на основе технологии нетворкинга (networking), применяемой в рамках инновационного проекта на проектно-инновационных сессиях, на конференциях и в онлайн среде на вебинарах и/или интернет-конференциях.

6) Основной из задач федеральной инновационной площадки является распространение идей выстраивания систем качественного управления образовательными организациями с опорой на лучшие мировые практики, европейские модели качества образования и международные стандарты менеджмента ISO.

7) Для обеспечения качественного управления процессами трансформации в системе высшего и дополнительного профессионального образования инновационный образовательный проект предусматривает создание методического обеспечения для развития в организациях внутреннего мониторинга и самооценки по внутренним ключевым показателям результативной и эффективной работы.

6. Период реализации инновационного образовательного проекта: 5 лет

7. Обоснование актуальности выполнения инновационного образовательного проекта

7.1 Основание выбора тематики
Выбор тематики проекта основан на выводах аналитического доклада «Уроки «СТРЕСС-ТЕСТА» – вузы в условиях пандемии и после нее», подготовленного по итогам совещания Министра науки и высшего образования В.Н. Фалькова с ректорами ведущих вузов 15 марта 2020 г., и на основе анализа готовности системы высшего образования к ситуации пандемии, действий организаций высшего образования и регулятора для налаживания работы с использованием онлайн-форматов обучения, в том числе, в смешанных формах интеграции цифровых и аналоговых образовательных технологий.
Вынужденный переход на удаленную работу во время пандемии выявил негативные установки преподавателей вузов в отношении онлайн-форматов образования, связанные с проблемами роста трудоемкости, роста методической нагрузки и интенсивности учебной работы. Вместе с тем за время удаленной работы выросла доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного образования. Следовательно, оперативная и массовая работа по устранению выявленных препятствий будет способствовать ускорению процессов эффективного использования цифровой образовательной среды, в том числе и при дальнейшем развитии и распространении смешанных форм обучения в высшем образовании, а также в дополнительном профессиональном образовании.
Актуальность проекта обусловлена быстро развивающимися процессами цифровой трансформации российской экономики и потребностью в обеспечении ее новыми высокопрофессиональными кадрами, которая повлекла за собой кардинальные изменения в системе высшего образования, связанные с неэффективностью возврата к традиционным аналоговым формам образования. Причем на современном этапе цифровой трансформации руководящим работникам организаций высшего образования и организаций дополнительного образования необходимо наряду с новыми образовательными технологиями использовать надежные и современные инструменты комплексной организационной, мотивационной и методической поддержки перехода научно-педагогических работников к смешанным формам обучения на основе эффективного использования цифровой образовательной среды.

7.2 Новизна, инновационность предлагаемых решений:
– системный подход к решению проблемы внедрения смешанных технологий обучения;
– расширение возможностей развития сетевых форм подготовки, профессиональной переподготовки и(или) повышения квалификации кадров, в том числе педагогических, научных и научно-педагогических работников и руководящих работников сферы высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования, за счёт отбора и распространения лучших практик использования смешанного обучения в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования;
– формирование (совершенствование) заявленных компетенций непосредственно в режиме смешанного обучения в течение всего инновационного проекта, что соответствует принципу «обучение в деятельности»;
– освоение инновационно-проектной технологии применительно к реализации программ ДПО и ОПОП ВО;
– активное развитие надпрофессиональных компетенций обучающихся в процессе реализации инновационного проекта, включая лидерское поведение, командную работу, эффективные коммуникации и технологии нетворкинга (networking).

8. Область практического использования и применения результата(-ов) инновационного образовательного проекта организации-соискателя с указанием целевой аудитории

Результаты инновационного образовательного проекта Область практического использования Целевая аудитория
Базовые принципы и модель внедрения технологии сме­шанного обучения в практику высшего образования и соответствующего дополни­тельного профессионального образования. Обеспечение системы высшего образования и ДПО практичес­кими инструментами комплекс­ной организационной, мотива­ционной и методической поддержки перехода научно-педагогических и руководящих работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессио­нального образования к смешанным формам обучения на основе эффективного использования цифровой образовательной среды 1. Руководство ОО высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования;

2. Структурные подразделения ДПО, отвечающие за подготовку, профессиональную переподготовку и(или) повышения квалификации кадров ОО высшего образования;

2. Работники сферы высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования, участвующие в разработке и реализации образовательных программ ВО и ДПО, разработанных на основе технологии смешанного обучения.

Организационно-методичес­кое обеспечение внедрения технологии смешанного обучения в высшем образова­нии и дополнительном профессиональном образовании.
Консультационно-методическая поддержка процессов формирования индивидуальных траекторий профессионального развития научно-педагогических работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессионального образования в области смешанного обучения Индивидуализация процессов непрерывного профессионального развития научно-педагогических работников Руководители и научно-педагогические работники высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования
Информационно-методическая поддержка непрерывного профессионального развития научно-педагогических и руководящих работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессионального образования Подготовка научно-педагогических работников к применению технологий смешанного обучения на основе эффективного использования цифровой образовательной среды в сфере высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования 1. Структурные подразделения ДПО

2. Научно-педагогические и руководящие работники высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования

Организация мониторинговых исследований эффективности и проведение мероприятий по обмену опытом применения технологии смешанного обучения Распространение лучших практик применения технологии смешанного обучения 1. Научно-педагогические и руководящие работники организаций высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования

2. Структурные подразделения ДПО

9. Материалы, презентующие инновационный образовательный проект организации-соискателя

9.1 Видеоролик о проекте

9.2 Презентация инновационного образовательного проекта в формате PDF

10.1 Нормативное правовое обеспечение при реализации инновационного образовательного проекта.

№ п/п Наименование нормативного правового акта Краткое обоснование применения нормативного правового акта в рамках реализации инновационного образовательного проекта организации-соискателя
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (электронные образовательные и информационные ресурсы (статья 2, пункт 26; статья 18); дистанционные образовательные технологии (статья 13, часть 2; статья 16); электронное обучение (статья 13, часть 2; статья 16); электронная информационно-образовательная среда (статья 16, часть 3); цифровые (электронные) библиотеки (статья 18, часть 1); профессиональные базы данных (статья 18, часть 1); информационные справочные и поисковые системы (статья 18, часть 1); электронные учебные издания (статья 18, часть 1).) Устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности ( в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий), определяет правовое положение участников отношений в сфере образования (в том числе права и обязанности педагогов, требования к их профессиональным компетенциям).
2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» Регулирует отношения, возникающие при:

1) осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;

2) применении информационных технологий;

3) обеспечении защиты информации.

3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» Регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях.
4. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 “О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы “ Определяет цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленные на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики
5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (цифровая образовательная среда) Определяет национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 года.

Обозначает необходимость разработки национальных проектов (программ) в том числе по направлениям: образование и цифровая экономика

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (в ред. от 14 августа 2019 г.); Определяет основные направления развития образования РФ
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 апреля 2017 г. № 301 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» Устанавливает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, определяет правила организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
8. Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» Определяет порядок применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательной деятельности.
9. Приказ Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» Устанавливает порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, устанавливает правила организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам организациями, осуществляющими образовательную деятельность.
10. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 года № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату предоставления на нем информации» (в редакции приказа от 27 ноября 2017 г. N 1968) Определяет структуру официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, а также формат предоставления на нем обязательной к размещению информации об образовательной организации.
11. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 № 885/390 «О практической подготовке обучающихся» Определяет порядок и правила организации практической подготовки обучающихся, утверждает форму договора о практической подготовке обучающихся, заключаемого между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и организацией, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы
12. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 05.08.2020 № 882/391 «Об организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательной программы» Определяет порядок и правила организации и осуществления образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательной программы, утверждает форму договора о сетевой форме реализации образовательных программ
13. Приказ Минобрнауки России и Минпросвещения России от 30.07.2020 № 882/391 «Об утверждении Порядка зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность Устанавливает правила зачета организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях
14. Письмо от 21.04.2015 № ВК-1013/06 «О направлении методических рекомендаций по реализации дополнительных профессиональных программ» (Приложение Методические рекомендации по реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме). Разъясняет вопросы реализации дополнительных профессиональных программ с использованием дистанционных образовательных технологий, электронного обучения и в сетевой форме в условиях действующего законодательства.
15. ГОСТ 34.321-96 «Информационные системы» Устанавливает эталонную модель управления данными. Эталонная модель определяет общую терминологию и понятия, относящиеся к данным информационных систем.
16. ГОСТ Р 52653-2006 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Устанавливает основные термины и определения понятий в области информационно-коммуникационных технологий в образовании.
17. ГОСТ Р 53620-2009 «Электронные образовательные ресурсы» Устанавливает общие требования к электронным образовательным ресурсам (ЭОР), широко используемым в информационно-образовательных средах: автоматизированные системы управления образовательными учреждениями всех уровней образования, системы управления обучением, образовательные порталы, хранилища ЭОР, электронные библиотеки и др.
18. Экспертные разъяснения по вопросам, возникающим в связи с использованием онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции (Минобрнауки России): Часть 1 (от 18.03.2020) Часть 2 (от 20.03.2020) Разъясняет вопросы реализации онлайн-курсов в целях предупреждения распространения коронавирусной инфекции.

10.2 Организации-соисполнители инновационного образовательного проекта (организации-партнеры при реализации инновационного образовательного проекта)

№ п/п Наименование организации – соисполнителя инновационного образовательного проекта (организации-партнера при реализации инновационного образовательного проекта) Основные функции организации – соисполнителя иннова­ционного образовательного проекта (организации-партнера при реализации инновационного образовательного проекта)
1. Некоммерческое партнерство «Союз руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей» – Информационная поддержка

– Освещение инновационного образовательного проекта на страницах журнала «Дополнительное профессиональное образование в стране и мире»

– Участие в организации мероприятий по обмену лучшими практиками (конференций, дискуссий, опросов)

2. Европейский институт профессионального образования и обучения взрослых – Ассоциация ESEDA – Методическая поддержка

– Участие в организации мероприятий

3. Некоммерческое партнерство «Ассоциация центров поддержки инвестиций в России» – Методическая поддержка

– Участие в организации мероприятий

11.2 ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕАЛИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ­ СОИСКАТЕЛЕМ ИННОВАЦИОННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЕКТА

1. Программа мероприятий в рамках реализации инновационного образовательного проекта организацией-соискателем.

п/п

Мероприятие программы Описание требований, предъявляемых к работам по реализации мероприятий (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики (при необходимости), спецификации и др.) Основные резуль­таты реализации мероприятий программы Ожидаемые результаты инновационной деятельности
2021 г.
1 . Подготовка к внедрению смешанного обучения. Разработка рекомендаций по нормированию работ при проектировании дистанционных и онлайн-курсов и поддержке их практического использования Исполнитель должен разработать рекомендации по нормированию работ при проектировании дистанционных и онлайн-курсов и поддержке их практического использования, которые должны быть направлены на оценку трудоемкости и объема методической нагрузки НПР, применяющих в учебном процессе цифровые ресурсы и практики.

Рекомендации должны включать:

– актуальность проблемы,

– практические примеры решения проблемы, нормирования работы НПР,

– описание возможных форм учета трудозатрат.

Разработанные рекомендации должны быть представлены в виде pdf-документа, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления»

Разработан проект рекомендаций по

нормированию работ при проектировании дистанционных и онлайн-курсов и поддержке их практического использования

Подготовка нормативной базы для создания условий развития смешанного обучения и обеспечения руководителей организаций высшего образования и ДПО необходимой поддержкой для формирования локальной нормативной базы, которая будет способствовать мотивированному включению НПР в процессы перехода на новые образовательные технологии и регламентировать новые организационные и экономические условия.
2. Подготовка к внедрению смешанного обучения.

Разработка рекомендаций по формированию системы поощрения и мотивации НПР, активно применяющих цифровые ресурсы и практики

Рекомендации по формированию системы поощрения и мотивации НПР, активно применяющих цифровые ресурсы и практики, должны содержать набор методов и инструментов материального и нематериального стимулирования и их комплексного применения в рамках задач развития смешенного обучения в вузе.

Рекомендации должны включать:

– актуальность проблемы,

– описание набора методов и инструментов материального стимулирования,

– описание набора методов и инструментов нематериального стимулирования,

– принципы формирования комплексной системы поощрения и мотивации НПР для обеспечения развития смешенного обучения в вузе.

Разработанные рекомендации должны быть представлены в виде pdf-документа, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Общий объем рекомендаций – не менее 1 п.л.

Разработан проект рекомендаций по

формированию системы поощрения и мотивации НПР, активно применяющих цифровые ресурсы и практики

3. Подготовка к внедрению смешанного обучения.

Разработка рекомендаций по организации контроля качества удаленной работы.

Рекомендации по организации контроля качества удаленной работы должны быть ориентированы на обеспечение при переходе к дистанционным и онлайн образовательным технологиям заданного уровня качества учебного процесса и образовательного результата в вузе.

Рекомендации должны включать:

– основные понятия системы обеспечения качества образования,

– особенности применения требований внутривузовской системы обеспечения качества при совмещении цифровых и аналоговых форм обучения,

– принципы формирования комплексной системы монито­ринга качества в вузе при использовании удаленной работы.

Разработанные рекомендации должны быть представлены в виде pdf-документа, оформленного в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2017 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления». Общий объем рекомендаций – не менее 1 п.л.

Разработан проект рекомендаций по организации контроля качества удаленной работы
4. Разработка и наполнение открытого онлайн-ресурса с постоянно действующим форумом Информационный сервис должен содержать форум для обсуждения проблемных вопросов реализации смешанного обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса.

Информационный сервис должен быть размещен на сайте Исполнителя и наполнен информационными, организационными и методическими материалами, разработанными в рамках проекта. Информационный сервис должен иметь раздел дистанционного и онлайн-обучения с системой регистрации слушателей и отслеживанием их работы.

Информационный сервис должен пополняться и обновляться по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.

Организована информационно-методическая поддержка для НПР и АУП на разработанном информационном сервисе Создана возмож­ность открытого доступа заинтересо­ванным организа­циям к организа­ционно-методичес­кому обеспечению смешанного образования, к участию в его формировании и обсуждении
2022 г.
1. Организационно-норма­тивное и методическое обеспечение смешанного обучения. Обсуждение комплекта рекомендаций по развитию смешанного обучения Должно быть организовано обсуждение разработанных проектов документов не менее чем на двух интернет конференциях и на очной Всероссийской конференции.

По результатам обсуждения комплект рекомендаций должен быть доработан и представлен в Минобрнауки России на экспертизу.

Комплект рекомендаций подготовлен к экспертизе Минобрнауки России Формирование нормативной базы для развития смешанного обучения
2. Формирование мотивации к внедрению смешанного обучения. Ознакомление АУП вузов и организаций ДПО с методами и инструментами организационной поддержки массового мотивированного включения НПР в новые форматы и технологии дистанционной работы Реализация данного этапа должна быть организована в формате ознакомительных вебинаров для управленческих команд вузов и организаций ДПО, направленных на представление и обсуждение разработанных на первом этапе комплекта рекомендаций. Для обеспечения максимального охвата участников должна быть проведена серия не менее чем из 8 вебинаров с распределением времени по часовым поясам.

Исполнитель должен предоставить возможность участия пользователей в проведении вебинаров в браузерах: Microsoft Internet Explorer 6.0., Mozilla Firefox, Google Chrome, Apple Safari, Яндекс Браузер с установленным плагином Adobe Flash Player или плагином WebRTC (только для IE).

Должны быть подготовлены не менее 3 скриншотов экрана компьютера с перечнем подключенных участников для каждого вебинара в формате jpeg в разрешении не менее 1024х768.

Проведена серия ознакомительных вебинаров для управленческих команд вузов по методам и инструментам организационной поддержки массового включения НПР в новые форматы и технологии дистанционной работы. Формирование мотивации руководства и научно-педагогических работников ВО и ДПО к переходу на смешанное обучение на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса
3. Формирование базовых принципов внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. Исполнитель должен сформировать базовые принципы для разработки подходов к запуску массового внедрения смешанных технологий обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. Принципы должны опираться на анализ имеющихся управленческих практик (не менее трех практик), зарекомендовавших себя во время вынужденного перехода на удаленную работу и исследований, проведенных в рамках Национального проекта Российской Федерации «Цифровая экономика» (не менее трех проектов).

Описание принципов должно быть представлено в форме аналитической записки.

Сформированы и описаны базовые принципы массового внедрения смешанных форм обучения на основе интег­рации цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. Мероприятие закладывает основу для массового перехода на смешанное обучение на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса
2023 г.
1. Разработка подходов к запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов, направленных на внедрение смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. Исполнитель должен разработать и дать краткую характеристику подходов к запуску массового внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. Подходы должны быть сформулированы как набор вариативных алгоритмов, опирающихся на базовые принципы внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса, и представлять собой индивидуализированные проекты, создаваемые в процессе повышения квалификации НПР и АУП вузов. Проекты должны быть ориентированы на конкретные задачи развития вузов.

Исполнитель, опираясь на анализ возможных сценариев, должен дать обоснование индивидуализации проектов внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса.

Разработанные подходы к запуску массового внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. Создание основы для организации активного обмена опытом и распространения лучших практик использования смешанного обучения в ВО и ДПО.
2. Разработка программы апробации подходов к запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов, направленных на внедрение смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. На основе разработанных подходов к запуску массового внедрения смешанных форм обучения должна быть разработана вариативная программа повышения квалификации НПР и АУП вузов. Программа должна включать дистанционные модули с возможностью выбора индивидуальной образовательной траектории участниками обучения, онлайн-семинары и проектный модуль, выполняемый в микро группах и направленный на разработку индивидуального проекта для своего вуза по внедрению смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса.

Программа повышения квалификации НПР и АУП вузов должна быть организована в форме образовательного проекта с общей трудоемкостью не менее 48 академических часов и должна завершаться защитой проектов микро групп перед комиссией, включающей представителя руководства соответствующего вуза. По итогам обучения при успешном выполнении требований программы участники должны иметь возможность получить удостоверения о повышении квалификации установленного образца.

Вариативная программа повышения квалификации НПР и АУП, ориентированная на подготовку индивидуальных проектов по внедрению смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса для конкретных вузов-участников. Создание системы открытых онлайн-курсов для формирования (совершенствова­ния) у НПР вузов и организаций ДПО компетенций по разработке и внедрению в практику техноло­гий смешанного обучения с использованием инновационных аналоговых форм и возможностей цифровой образовательной среды.
3. Апробация подходов к запуску внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. Для апробации подходов к запуску внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса должно быть проведено обучение по разработанной вариативной программе повышения квалификации проектных команд из числа НПР и АУП не менее чем 5 вузов различной отраслевой направленности из различных субъектов Российской Федерации. Для поддержки обучения должен использоваться информационный сервис. Выполненные по итогам обучения проекты должны быть проанализированы итоговой аттестационной комиссией и лучшие из них представлены как результаты этапа апробации на информационном сервисе.

По результатам апробации должны быть внесены в программу корректировки и улучшения, сформулированы рекомендации по запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов, направленных на внедрение смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса.

Проведена апробация подходов к запуску массового внедрения смешанных форм обучения посредством обучения НПР и АУП по вариативной программе повышения квалификации не менее чем в 5 вузах различной отраслевой направленности Формирование опыта организации активного обмена опытом и распространения лучших практик использования смешанного обучения в ВО и ДПО и анализ эффективности разработанных подходов к запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов
2024 г.
1. Запуск массового внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса Для запуска массового внедрения смешанных форм обучения Исполнителем должна быть организована подготовка НПР и АУП вузов и организаций ДПО по разработанной вариативной программе повышения квалификации проектных команд и обеспечена поддержка учебного процесса на информационном сервисе. В обучении должны принять участие представители ВО и ДПО не менее чем из 20 субъектов Российской Федерации.

Создаваемые в процессе повышения квалификации НПР и АУП вузов индивидуальные проекты должны быть ориентированы на конкретные задачи развития вузов и организаций ДПО.

Проведено обучение НПР и АУП вузов и организаций ДПО по вариативной прог­рамме повыше­ния квалификации, в ре­зультате которого разработаны инди­видуальные проекты развития организа­ций в части приме­нения сме­шанного обучения Организация активного обмена опытом и распространение лучших практик использования смешанного обучения в ВО и ДПО в субъектах Российской Федерации
2. Разработка инструментария для проведения мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения Должны быть разработаны анкеты для выявления эффективности применения технологии смешанного обучения в организациях высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования. Для оценки эффективности применения технологии смешанного обучения должны быть разработаны не менее 3 критериев. Разработку критериев должна осуществить экспертная группа, состоящая не менее чем из трех специалистов в области качества образования.

Для проведения исследования должно быть разработано программное обеспечение, позволяющее проводить онлайн-опросы. Обработка результатов опросов должна быть автоматизирована.

Подготовлен инструментарий для проведения мони­торинговых иссле­дований эффектив­ности применения технологии смешанного обучения Создание методи­ческого обеспече­ния для развития в организациях внут­реннего монито­ринга и самооценки по внутренним ключевым показателям результативной и эффективной работы.
2025 г.
1. Запуск массового внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса Для запуска массового внедрения смешанных форм обучения Исполнителем должна быть организована подготовка НПР и АУП вузов и организаций ДПО по разработанной вариативной программе повышения квалификации проектных команд и обеспечена поддержка учебного процесса на информационном сервисе. В обучении должны принять участие представители ВО и ДПО не менее чем из 25 субъектов Российской Федерации.

Создаваемые в процессе повышения квалификации НПР и АУП вузов индивидуальные проекты должны быть ориентированы на конкретные задачи развития вузов и организаций ДПО.

Проведено обучение НПР и АУП вузов и организаций ДПО по вариативной программе повыше­ния квалификации, по итогам которого разработаны инди­видуальные проекты развития организа­ций в части при­менения смешан­ного обучения Организация активного обмена опытом и распространение лучших практик использования смешанного обучения в ВО и ДПО в субъектах Российской Федерации
2. Проведение мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения Для проведения мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения Исполнитель должен сформировать выборку не менее чем из 50 вузов и организаций ДПО. Информирование о мониторинге и применяемых инструментах должно быть организовано не позднее чем за две недели до начала исследования через информационный сервис, а также посредством рассылки писем по электронной почте.

Обработка результатов опроса должна быть проведена в течение месяца после завершения исследования. Результаты мониторинга Исполнитель должен представить в Минобрнауки России и опубликовать в открытых источниках.

Подготовлен анализ готовности системы высшего и дополнительного профессионального образования к эффективному использованию смешанного обучения Распространение идей выстраивания систем качест­венного управления образовательными организациями с опорой на лучшие мировые практики, европейские модели качества образова­ния и междуна­родные стандарты менеджмента ISO.

2. Календарный план реализации мероприятий в рамках инновационного образовательного проекта организацией-соискателем.

Год реализации Мероприятия Срок(период)
выполнения
2021 Подготовка к внедрению смешанного обучения. Разработка рекомендаций по нормированию работ при проектировании дистанционных и онлайн-курсов и поддержке их практического использования 3 месяца
Подготовка к внедрению смешанного обучения. Разработка рекомендаций по формированию системы поощрения и мотивации НПР, активно применяющих цифровые ресурсы и практики. 3 месяца
Подготовка к внедрению смешанного обучения.

Разработка рекомендаций по организации контроля качества удаленной работы.

3 месяца
Разработка и наполнение открытого онлайн-ресурса с постоянно действующим форумом 3 месяца
2022 Организационно-нормативное и методическое обеспечение смешанного обучения. Обсуждение комплекта рекомендаций по развитию смешанного обучения 3 месяца
Формирование мотивации к внедрению смешанного обучения. Ознакомление АУП вузов и организаций ДПО с методами и инструментами организационной поддержки массового мотивированного включения НПР в новые форматы и технологии дистанционной работы 6 месяцев
Формирование базовых принципов внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. 3 месяца
2023 Разработка подходов к запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов, направленных на внедрение смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. 3 месяца
Разработка программы апробации подходов к запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов, направленных на внедрение смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. 2 месяца
Апробация подходов к запуску внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. 7 месяцев
2024 Запуск массового внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса 8 месяцев
Разработка инструментария для проведения мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения 4 месяца
2025 Запуск массового внедрения смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса 8 месяцев
Проведение мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения 4 месяца

3. Способы апробации и распространения результатов инновационного образовательного проекта (при необходимости).
В инновационном образовательном проекте предусмотрена апробация разработанных подходов к запуску массового повышения квалификации НПР и АУП вузов, направленных на внедрение смешанных форм обучения на основе интеграции цифровых и аналоговых форматов организации учебного процесса. Апробация проводится посредством обучения по вариативной программе повышения квалификации, включающей дистанционные модули с возможностью выбора индивидуальной образовательной траектории участниками обучения, онлайн-семинары и проектный модуль, выполняемый в микро группах и направленный на разработку индивидуального проекта для своей организации.
Распространение результатов инновационного образовательного проекта планируется путем формирования мотивации у НПР и АУП вузов и организаций ДПО к внедрению смешанного обучения, ознакомления руководителей организаций с методами и инструментами организационной поддержки массового мотивированного включения НПР в новые форматы и технологии дистанционной работы и внедрения в ходе реализации образовательной программы базовых принципов смешанного обучения.

4. Механизмы внутренней оценки эффективности (мониторинг качества реализации) инновационного образовательного проекта организацией-соискателем.
Для мониторинга качества реализации инновационного образовательного проекта будут применяться внутренние аудиты, оценка результативности процессов, описанных в системе менеджмента качества (СМК) Академии Пастухова. Управление проектом строится на принципах проектного менеджмента, который предусматривает управление по целям с развертыванием их по этапам и уровням проекта, осуществление контроля результатов каждого этапа, выполнения календарного плана мероприятий проекта для подведения промежуточных итогов и принятия своевременных необходимых корректирующих действий, а также оценкой рисков и возможностей в проекте.

5. Возможные риски при реализации инновационного образовательного проекта и предложения организации-соискателя по способам их преодоления.
При реализации проекта возможно появление рисков, обусловленных следующими факторами:
1) недостаточное понимание руководством образовательных организаций несоответствия трудозатрат персонала (НПР, методистов и др.) при смешанном обучении действующей системе оплаты труда и важности их стимулирования;
2) недостаточное владение научно-педагогическими работниками навыками работы в цифровой образовательной среде и нежелание осваивать новые инструменты;
3) несоответствие кадровой структуры новым задачам;
4) отсутствие практики формирования индивидуальных образовательных траекторий, являющихся основой смешанного обучения.

В инновационном образовательном проекте для анализа рисков были выявлены риск-факторы, возможные последствия от реализации риска и оценена вероятность появления риск-факторов. Для оценки риск-факторов по уровню влияния на достижение целей проекта принята следующая шкала: низкое (несущественное влияние, не требующее корректировки), среднее (существенное влияние, требующее корректировки действий в проекте, сроков их выполнения), высокое (значительное влияние, приводящее к недостижению целей проекта). При оценке вероятности появления исходили из предположения, что риск-фактор может реализоваться в проекте хотя бы 1 раз.
По риск-факторам низкого уровня мероприятия не разрабатывались, т.к. последствия от их возникновения для проекта незначительны. Риск-факторы с высоким и средним уровнем, а также меры по их снижению приведены в таблице:

Риск-факторы Уровень влияния Мероприятия по воздействию
на риски
1 Недостаточное понимание руководством образовательных организаций несоответствия трудозатрат персонала (НПР, методистов и др.) при смешанном обучении действующей системе оплаты труда и важности их стимулирования Высокий 1)    Разъяснение взаимосвязи мотивации НПР и результативности смешанного обучения

2)    Осуществление нормативной и организационной поддержки смешанного обучения со стороны регулятора

2 Недостаточное владение научно-педагогическими работниками навыками работы в цифровой образовательной среде и нежелание осваивать новые инструменты Средний 1)    Формирование системы мотивации НПР в вузах и организациях ДПО

2)    Планирование повышения квалификации по ИКТ-компетенциям

3 Несоответствие кадровой структуры новым задачам Средний 1)    Приведение организационной структуры (функционала) в соответствие с новыми видами деятельности (процессами)
4 Отсутствие практики формирования индивидуальных образовательных траекторий, являющихся основой смешанного обучения Высокий 1)    Формирование у НПР и учебно-вспомогательного персонала практических навыков активного использования цифровой образовательной среды в процессе проектирования и реализации образовательных программ

6. Практическая значимость инновационных решений в рамках реализации инновационного образовательного проекта.
Обеспечение системы высшего образования и ДПО практическими инструментами комплексной организационной, мотивационной и методической поддержки перехода к смешанным формам обучения позволят создать условия эффективной интеграции инновационных аналоговых форм и возможностей цифровой образовательной среды.
Самостоятельное практическое значение будут иметь рекомендации по разработке локальных нормативных актов:
– по нормированию работ в области проектирования дистанционных и онлайн-курсов,
– поощрению, мотивации и поддержке научно-педагогических работников, активно применяющих цифровые ресурсы и практики,
– внедрению систем менеджмента качества, формированию системы мониторинга смешанного обучения и контроля качества удаленной работы.

7. Ожидаемые внешние эффекты от реализации инновационного образовательного проекта.
Повышение доступности качественного образования и ускорение процессов эффективного использования цифровой образовательной среды, в том числе и при дальнейшем развитии и распространении смешанных форм обучения в высшем образовании и соответствующем дополнительном профессиональном образовании.

8. Перспективы развития проекта после завершения срока реализации.
Организация обучения проектных команд вузов и ДПО с целью распространения лучших практик применения технологии смешанного обучения на основе эффективного использования цифровой образовательной среды с учетом быстроразвивающихся процессов цифровой трансформации российской экономики и потребностью в обеспечении ее новыми высокопрофессиональными кадрами.

9. Предложения по распространению и внедрению результатов инновационного образовательного проекта, включая предложения по внесению изменений в законодательство (при необходимости).
Использование практических инструментов комплексной организационной, мотивационной и методической поддержки перехода к смешанным формам обучения с учетом актуальных требований современной экономики для массового включения в новые форматы и технологии дистанционной работы научно-педагогических и руководящих работников организаций высшего образования и соответствующих организаций ДПО. Это потребует разработки новых и внесения изменений в ряд действующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, Минобрнауки России, Рособрнадзора, регламентирующих нормативы финансирования и границы ответственности руководителей образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, оценку качества образования, признание результатов неформального образования.

Общие требования Предложения организации-соискателя
Размещение информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта в ИС ФИП и (или) на прочих сайтах образовательных организаций в сети Интернет, включая размещение информации об участии в работе методических сетей орrанизаций7 (при наличии) – (количественные показатели) Для размещения информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта, нормативного, организационного и методического его обеспечения в ИС ФИП будет создан специальный информационный ресурс. На данном ресурсе будет располагаться раздел для обучения персонала образовательных организаций, обмена лучшими практиками, консультационной поддержки.

Информации о результатах реализации инновационного образовательного проекта будет размещаться также и на сайтах партнеров Академии Пастухова, на сайтах образовательных организаций, использующих результаты проекта.

Презентация опыта деятельности ФИП (не менее одной презентации) и (или) выступление на все российских, межрегиональных мероприятиях (не менее ОДНОГО выступления) – (количественные показатели) Предполагаются ежегодные презентации опыта деятельности ФИП не менее чем на одной практической конференции или Всероссийском совещании
Краткое описание модели и практики осуществления ФИП инновационной деятельности для формирования годового отчета о деятельности общей сети ФИП

в 2020 году

Описание модели и практики осуществления ФИП инновационной деятельности выполняется в формате аналитической записки, подписываемой руководителем организации, которая содержит анализ выполнения годовых целей ФИП (оценку результативности работы) и характеристику показателей внутреннего мониторинга и самооценки