The expansion of the EU-approaches to providing the partner-countries higher education quality assurance Expanding Quality Assurance
Национальный отчет РФ
Исследование по РФ проводили 3 участника проекта:
Ivanovo State University | |
Pastukhov Academy | |
Tomsk State University |
В исследовании приняли участие 32 респондента из 23 вузов. Опрос был проведен в 15 регионах Российской Федерации (Забайкальский край, Красноярский край, Ивановская, Иркутская, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Орловская, Саратовская, Свердловская, Томская, Ярославская области, Республика Башкортостан, города Москва и Санкт-Петербург).
Основные выводы по результатам исследования
- Из 145 критериев качества образования (см. раздел 2) только 39 (27%) относятся к достижению поставленных целей, а остальные являются либо формирующими (67 упоминаний, 46%), либо описывают желательные условия деятельности (18 упоминаний, 12,4%). Оставшиеся 21 упоминание (14,5%) имеют к качеству образования косвенное отношение или не имеют вовсе;
- Очень слабо используются измерители качества образования (см. раздел 3 национального отчета);
- В дескрипторах EQAVET достижение заранее поставленных целей обучения тоже описано недостаточно;
- анализ применения различных показателей качества образования (см. раздел 5 национального отчета) показывает, что ниже всего респонденты оценили применение показателей, отражающих интересы, уровень и взаимодействие с обучающимися. Несколько выше оценено применение показателей, отражающих качество разработки и реализации учебных программ, а также признания результатов обучения. Неплохо оценены показатели, отражающие состав и работу преподавателей и тренеров. Выше всего оценено применение показателей, относящихся к различным аспектам управления образовательной организацией.
В качестве причины проблем с анализом и оценкой деятельности некоторые респонденты назвали недостаток времени для проведения анализа, что перекликается с выводом по дескрипторам реализации в модели CQAF VET.
Также можно констатировать относительно слабую концентрацию на актуальных потребностях/запросах, предположительно за счет недостаточно прозрачных показателей запросов рынка труда.
В качестве «узкого места» так же отмечался недостаток времени и ресурсов для предоставления образования высокого качества.
Основные вызовы, связанные с вовлечением преподавателей и необходимыми мерами поддержки, относятся к соответствию квалификации преподавателей. Вторая значимая группа вызовов относится к сфере управления учебным процессом и образовательной организацией в целом, особенно к качеству управления.
Большой акцент респонденты делают на финансовую поддержку со стороны государства – как по отношению к образовательным организациям в целом, так и по отношению к частным лицам (преподавателям и тренерам). Они отмечают потребность в поддержке сотрудничества с работодателями и партнерами.
Респонденты желают получать как информационно-методическую, так и нормативно-методическую поддержку через систему повышения квалификации. Они заинтересованы в большей вовлеченности в процессы управления в своих образовательных организациях.
Респонденты предлагают оценивать качества преподавания безотносительно к качеству управления образовательной организацией, утверждая, что даже в условиях слабого управления нередко можно встретить качественное преподавание.
Ни один из респондентов не указал, что повышение качества образования возможно обеспечить при наличии следующих условий:
- идентификация требований потребителей,
- постановка целей с учетом этих требований,
- управление по целям с их каскадированием до уровня исполнителя и оплатой за результат.
Таким образом, помимо учета вытекающей из исследования специфики РФ в рамках проекта целесообразно усилить акценты на идентификацию требований потребителей, постановку целей и управлении образовательной организацией на принципах качества.