Аниськина Нина Николаевна
Президент Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей,
Президент Ассоциации ESEDA – Европейского института профессионального образования и обучения взрослых.
Моя жизнь и мой успех — дело моих рук и моего разума. Чтобы жизнь в нашей стране стала лучше, надо начинать изменения с себя.
Уважаемые господа!
Нельзя жить, не меняясь, в быстро меняющемся мире. Успех там, где развитие. Кризисы не страшны, если Вы вооружены управленческими знаниями, технологиями и инструментами саморазвития. Мы всегда рады помочь Вам в этом. Ведь наша миссия — содействие в повышении конкурентоспособности организаций через развитие персонала. Учитесь, развивайтесь, и успех придет — мы проверили это на себе!
Биография
Дата рождения: 10.10.1952
Место рождения: Село Прилуки, Угличский район, Ярославская область
Публикации
Более 200 опубликованных научных работ, в том числе учебно-методические и научно-методические пособия, методические указания, справочники, монографии, авторское свидетельство.
Контакты
E-mail: rector@gapm.ru
Телефон: (4852) 30-35-83
Факс: (4852) 30-36-15
Задать вопрос ректору
Ученая степень и звание
Кандидат технических наук, доцент.
На основании данных РИНЦ в 2016 год вошла в ТОП-100 самых цитируемых российских учёных и ТОП-100 самых продуктивных российских учёных по направлению «Стандартизация».
Работа
Ректор государственной Академии промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова (с 2004 г. по настоящее время).
Заведующий кафедрой интегрированных систем менеджмента (с 2010 по настоящее время).
Основное образование
- Ярославский политехнический институт (1975 г.), специальность «Автоматизация химико-технологических процессов»
- Московский институт химического машиностроения (1987 г.), закончила очную аспирантуру и защитила кандидатскую диссертацию по оптимизации процесса сварки многослойных полимерных материалов.
Дополнительное профессиональное образование
- Ленинградский институт методов и техники управления (1989): Проектирование систем искусственного интеллекта
- Ярославский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов: квалификация «Специалист по антикризисному управлению» (1998), профессиональная переподготовка по направлению «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)» (2002)
- Лондонская школа бизнеса: квалификация консультанта и эксперта по бизнес-планированию в рамках международной программы «Привлечение инвестиций в российскую экономику» (2000);
- Фолькуниверситет (Швеция): повышение квалификации по управлению проектами (2008 г.)
- Австрийское общество по качеству: обучение с присвоением квалификации аудитор Европейской организации по качеству (в области экологического менеджмента с 2001 г., в области менеджмента качества с 2003 г.); аудитор QA в области интегрированных систем менеджмента с 2009, в области энергоменеджмента с 2011 г.); Центр сертификации систем управления: обучение с присвоением квалификации аудитор IQNet SR-10 (2014 г.); Австрийский центр сертификации систем ИТ-сервиса и информационной безопасности CIS: обучение с присвоением квалификации аудитор Европейской организации по качеству в области информационной безопасности и аудитор по системам ИТ-сервиса APMG
- Академия стандартизации, метрологии и сертификации: обучение с присвоением квалификации эксперт Росстандарта (2015 г.)
- Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова: обучение с присвоением квалификации эксперта системы независимой оценки качества образования «Система поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы» (2015 г.)
Аудитор
- EOQ-аудитор по качеству, экологии и информационной безопасности;
- по ISO/IEC 20000 (сертификат APMG);
- IQNet по социальной ответственности;
- Quality Austria по интегрированным системам: качество, экология, безопасность и риски;
- аттестованный экзаменатор Quality Austria по менеджменту качества, экологии, безопасности
Руководство проектами и исследованиями
1. Аттестация специалистов на соответствие требованиям Европейской организации по качеству для присвоения квалификации EOQ-менеджер и EOQ-аудитор по системам качества, окружающей среды, охраны здоровья и обеспечения безопасности труда (по контракту с Quality Austria, с 2010 г. по настоящее время)
2. Разработка нормативной и методической документации для Совета по независимой оценке качества профессионального образования и обучения Системы поддержки EQAVET в странах Европейского Союза и Восточной Европы (http://www.dpo-edu.ru/?page_id=12757).
3. Распространение европейских подходов к обеспечению качества высшего образования в странах-партнерах Евросоюза: распространяя гарантии качества (The expansion of the EU-approaches to providing the partner-countries higher education quality assurance: Expanding Quality Assurance).
Проект реализован при финансовой поддержке программы Европейской комиссии ERASMUS+, Jean Monnet Networks, номер проекта 565454-EPP-1-2015-1-HR-EPPJMO-NETWORK. Грантхолдер Sveuciliste Sjever (Хорватия). Участники проекта: Sveuciliste Sjever (Хорватия), Folkuniversitetet (Щвеция), Revalento (Нидерланды), Белорусский государственный экономический университет и Республиканский институт профессионального образования (Белоруссия), Ивановский государственный университет, Томский государственный университет и Академия Пастухова (Россия).
Срок реализации: 2015 – 2018 годы.
Разработанная в рамках проекта модель прошла апробацию в вузах стран-участниц проекта. Руководство по применению модели QM&CQAF включает анкеты самооценки образовательной организации в соответствии с рамкой обеспечения качества EQAVET и находится в открытом он-лайн доступе на платформе QuickScan (https://www.qspirit.eu/en/quick-scan-en/welcome-ru).
4. Распространение «духа» качества в ДПО (Expanding the quality ‘spirit’ of VET).
Проект реализован при финансовой поддержке программы Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), номер проекта 527399-LLP-1-2012-1-SE-LEONARDO-LMP. Грантхолдер Folkuniversitetet (Швеция). Участники проекта: Folkuniversitetet (Щвеция), Revalento (Нидерланды), Beypazari District Directorate For National Education (Турция), Ministero dell’istruzione (Италия), Quality Austria (Австрия), Томский государственный университет, Институт экономики менеджмента и права (Казань) и Академия Пастухова (Россия), Республиканский институт профессионального образования (Белоруссия).
Срок реализации: 2012 – 2015 годы.
В рамках проекта проведена серия исследований отношения руководства и научно-педагогических работников к инициативам качества, разработаны рекомендации по применению европейской модели качества CQAF VET в странах-партнерах, в том числе и российских организациях.
5. Путь от EQAVET к NQAVET (Pathway from EQAVET to NQAVET).
Проект реализован при финансовой поддержке программы Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), номер проекта 538730-LLP-1-2013-1-SE-LEONARDO-LMP. Грантхолдер Folkuniversitetet (Швеция). Участники проекта: Folkuniversitetet (Щвеция), Revalento (Нидерланды), Ministero dell’istruzione (Италия), National Commission for Further and Higher Education (NCFHE) и University of Malta (Мальта), Beypazari District Directorate For National Education (Турция), FACO International (Дания), Томский государственный университет и Академия Пастухова (Россия).
Срок реализации: 2013 – 2016 годы.
В рамках проекта разработаны на национальных уровнях руководящие принципы и рекомендации в отношении качества профессионального образования на основе EQAVET в 4 пилотных странах ЕС, а также рекомендации для провайдеров профессионального образования (национальных/региональных) в других государствах-членах проекта по разработке собственных руководящих принципов в области качества/рекомендации для VET на основе EQAVET на основе опыта, накопленного в пилотных организациях.
1. Разработка и внедрение на российских предприятиях/организациях интегрированных систем менеджмента с использованием инновационно-проектной технологии (постоянно с 2007 года, более 50 проектов)
2. Аудит систем менеджмента на основе международных стандартов ISO 9001, 14001, 50001, OHSAS 18001, IQNet SR-10 (с 2007 года по настоящее время)
3. Проведение внешней экспертизы инновационной системы подготовки специалистов в РГПУ имени А.И. Герцена (2008)
4. Анализ практики деятельности общественных организаций и профессиональных ассоциаций в сфере независимой оценки профессионального уровня квалификации работников.
Заказчик: Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, государственный контракт № Ф-43-кс-2014 от 20.08.2014 г.
В рамках проекта разработана интегральная модель участия общественных организаций и профессиональных ассоциаций в функционировании национальной системы квалификаций, в том числе включающую профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ, общественную аккредитацию образовательных организаций, независимую оценку профессиональных квалификаций. В проекте рассматривается возможность признания неформального и информального образования.
5. Разработка научно-методического, нормативного и организационно-методического обеспечения ДПО и ДО взрослых как составляющих непрерывного образования.
Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации, государственный контракт № 06.N85.11.0021 от 10.10.2014 г.
В проекте разработана модель обеспечения качества непрерывного образования взрослых, учитывающая требования заинтересованных сторон. В апробации модели приняли участие 70 организаций различных форм собственности, в том числе корпоративные университеты и органы независимой оценки качества образования из 40 регионов России. Для системы дополнительного профессионального образования разработано 17 научно-методических, нормативных и организационно-методических документов.
6. Организационно-методическое сопровождение повышения квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам СПО в сфере проектирования и реализации образовательных программ подготовки кадров по 50 наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям в соответствии с лучшими зарубежными стандартами и передовыми технологиями.
Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации, государственный контракт № 06.017.11.0018 от 17.08.2016 г.
В рамках проекта разработана «зонтичная» территориально-ориентированная модель организации повышения квалификации педагогических работников системы среднего профессионального образования. В 2016 году было проведено обучение 97 преподавателей-тьюторов из 97 организаций высшего и дополнительного профессионального образования, профессиональных образовательных организаций и региональных органов управления образованием из 82 субъектов Российской Федерации. Далее в 2016 и 2017 годах силами этих тьюторов при поддержке преподавателей Академии Пастухова было подготовлено 664 педагогических работника из 318 профессиональных образовательных организаций (ПОО) 33 субъектов Российской Федерации.
Подробна информация о проекте представлена на сайте spo.gapm.ru.
7. Разработка и внедрение моделей и механизмов непрерывного образования педагогических работников системы среднего профессионального образования в интересах опережающего развития компетенций проектных команд профессиональных образовательных организаций.
Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации, государственный контракт № 06.017.11.0001 от 17.04.2017 г. (Реестровый номер записи контракта на сайте www.zakupki.gov.ru 1771053913517000043)
В рамках проекта разработана модель и механизмы непрерывного образования педагогических работников системы СПО в интересах опережающего развития компетенций проектных команд профессиональных образовательных организаций (ПОО) с учетом формального, неформального и информального образования и использованием электронной образовательной среды. В рамках проекта прошли обучение 710 педагогических работника – лидеры проектных команд из 317 ПОО из 54 субъектов Российской Федерации. В своих организациях, подготовленные лидеры, на основе программ и онлайн-курсов Академии Пастухова организовывали и провели повышение квалификации педагогических работников – членов проектных команд ПОО.
Подробна информация о проекте представлена на сайте spo.gapm.ru.
8. Организационно-методическое обеспечение развития непрерывного профессионального образования в профессиональных образовательных организациях на основе диверсификации основных и дополнительных образовательных программ.
Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации, государственный контракт, государственный контракт № 06.040.11.0012 от 09.07.2018 г. (Реестровый номер записи контракта на сайте www.zakupki.gov.ru 1771053913518000129)
В рамках проекта разработаны методические рекомендаций по созданию локальной нормативной базы и типовая нормативная база ПОО для обеспечения интеграции в процессы основной деятельности модульных технологий ДПО. Проведен мониторинг организационных условий в ПОО для реализации деятельности по дополнительному профессиональному образованию, повышению квалификации и переподготовке рабочих и служащих. Обучено 2 445 представителей из более 500 ПОО из 57 регионов Российской Федерации по разработке модулей дополнительных профессиональных программ для целей обеспечения потребностей в дополнительном профессиональном образовании персонала и внешних заказчиков ПОО, потребности в повышении квалификации и переподготовке рабочих и служащих. Создана единая электронная база модулей дополнительных профессиональных программ для целей обеспечения потребностей в дополнительном профессиональном образовании персонала и внешних заказчиков ПОО, потребности в повышении квалификации и переподготовке рабочих и служащих. Разработаны система внутреннего признания результатов освоения модулей ДПП, в том числе порядок зачета результатов освоения модулей ДПП в ОПОП СПО и проведено его обсуждение, а также методические рекомендации по использованию модулей ДПП и проведено их обсуждение, рекомендации по организации сетевого взаимодействия ПОО и работодателей в целях развития наставничества, методические рекомендации для ПОО по использованию модулей ДПП в целях подготовки наставников.
Подробна информация о проекте представлена на сайте spo.gapm.ru.
9. Организационно-методическое обеспечение развития процессов непрерывного образования в профессиональных образовательных организациях на основе компетентностного подхода.
Заказчик: Министерство образования и науки Российской Федерации, государственный контракт № 06.040.11.0013 от 09.07.2018 г. (Реестровый номер записи контракта на сайте www.zakupki.gov.ru 1771053913518000130).
В рамках проекта разработаны модель оценки и технология формирования профиля компетенций педагогических работников, необходимых для проектирования и реализации профессиональных образовательных программ на основе интеграции формального и неформального образования. Обучено 1961 преподаватель из более
600 ПОО из 50 регионов Российской Федерации по разработанной модульной вариативной дополнительной профессиональной программе «Школа тренеров». В ходе обучения слушателями разрабатывается проект дополнительной профессиональной программы, направленной на развитие компетенций педагогических работников ПОО. Проведена оценка эффективности обучения педагогических работников СПО по модульной вариативной дополнительной профессиональной программе «Школа тренеров» и обеспеченности необходимыми компетенциями процессов развития непрерывного образования в ПОО. Самообследовании приняли участие 232 ПОО из 46 субъектов Российской Федерации.
Подробна информация о проекте представлена на сайте spo.gapm.ru.
10. Прикоснись к истории – традиционные народные художественные промыслы России – цифровая доступность.
Проект реализован при поддержке грантовой программы Россотрудничества в рамках федерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», соглашение от 03.09.2020 г. № № 095-15-2019-001.
В рамках проекта создан доступный и открытый интернет-ресурс https://craftrussia.com/, отражающий историю, особенности технологии, места бытования таких традиционных народных художественных промыслов России как хохлома гжель, жостово, проведены мастер-классы от ведущих художников художественных промыслов Дашковой В.С. (хохлома), Сивовой Т.А. (гжель) и Лебедева М.В. (жостово). Для обучения разработаны образовательные мультимедийные курсы для 2 возрастных групп детей и преподавателей на примере 3-х НХП России: «Золотая Хохлома», «Синева Гжели», «Цветы Жостово», а также дополнительная профессиональная программа повышения квалификации (ДПП ПК) «Обучение детей народным художественным промыслам с использованием интернет-ресурса». Создана интерактивная игра, включающая раскраску рисунка, сборку пазла, раскраску объемного изображения. Проведено 9 очных мастер-классов для детей на базе креативного пространства «Art.City.People.: Creative Space». Проведен Фестиваль на базе Российского дома науки и культуры в Берлине.
В проекте приняло участие 3 582 человек из 39 стран, в т.ч. из них в очных мероприятиях – 258 школьников, в дистанционном обучении по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам для детей и взрослых – 3 302 человек, в т.ч. школьники – 3 442 чел., преподаватели – 65 чел., руководители – 16 чел., иные работники – 37 чел., в дистанционном обучении по ДПП ПК «Обучение детей народным художественным промыслам с использованием интернет-ресурса» – 22 преподавателя и руководителя русских школ за рубежом.
Подробна информация о проекте представлена на сайте craftrussia.com.
11. Федеральная инновационная площадка инновационного образовательного проекта «Комплексная организационно-методическая поддержка эффективного перехода организаций высшего и соответствующего дополнительного профессионального образования на технологии смешанного обучения с использованием инновационных аналоговых форм и возможностей цифровой образовательной среды».
Основные задачи проекта:
- Разработка базовых принципов и модели внедрения технологии смешанного обучения.
- Организационно-методическое обеспечение внедрения технологии смешанного обучения в высшем образовании и дополнительном профессиональном образовании.
- Консультационно-методическая поддержка процессов формирования индивидуальных траекторий профессионального развития научно-педагогических работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессионального образования в области смешанного обучения.
- Информационно-методическая поддержка непрерывного профессионального развития научно-педагогических и руководящих работников организаций высшего образования и соответствующих организаций дополнительного профессионального образования
- Организация мониторинговых исследований эффективности применения технологии смешанного обучения».
Подробна информация о проекте представлена на сайте https://smo.gapm.ru/.
Общественная деятельность
- Президент Союза руководителей учреждений и подразделений дополнительного профессионального образования и работодателей
- Президент Ассоциации ESEDA – Европейского института профессионального образования и обучения взрослых
- Член Совета по профессиональным квалификациям химического и биотехнологического комплекса, Совета по профессиональным квалификациям в лифтовой отрасли и сфере вертикального транспорта
- Председатель Ярославского отделения ВОК
- Член Экспертного совета по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете Государственной Думы по образованию и науке
- Действительный член Академии проблем качества РФ
Проекты (программы) международного уровня
- Член международного Комитета ISO/TC 232 «Услуги, связанные с организацией образования»
- Член Совета Системы поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы (председателя Совета)
Проекты (программы) федерального уровня
- Член Технического комитета Росстандарта ТК 382 “Профессиональное обучение и сертификация персонала”.
- Член Экспертного совета при ФАС России по развитию конкуренции в сфере образования и науки.
- Член Экспертного совете по дополнительному профессиональному образованию и корпоративному обучению, дополнительному образованию взрослых при Комитете Государственной Думы по образованию и науке.
- Член Координационного органа Минобрнауки России по вопросам формирования и функционирования инновационной инфраструктуры в сфере высшего образования и соответствующего дополнительного профессионального образования с 2019 г.
Основные награды
- Звание «Почетный химик» (Минпромнауки России, 2000 г.)
- Звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации» (Минобрнауки России, 2007 г.)
- Звание «Почетный работник науки и техники Российской Федерации» (Минобрнауки России, 2012 г.)
- Орден Ломоносова (Национальный комитет общественных наград РФ, 2007 г.)
- Золотой диплом качества Общероссийского Общественного Совета по вопросам качества жизни граждан Российской Федерации (2007 г.)
- Юбилейная медаль Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (2007 г.)
- Медаль имени И.А. Ильина за выдающиеся научные достижения в области качества (2010 г.)
- Орден за заслуги в развитии профессии (Институт профессиональных бухгалтеров и аудиторов России, 2011 г.)
- Почетный знак «Орден за заслуги перед химической индустрией России II степени» (Российский Союз химиков, 2014 г.)
- Почетный знак «Орден за заслуги перед химической индустрией России I степени» (Российский Союз химиков, 2017 г.)
- Медаль «За верность качеству» (МОО «Академия проблем качества», 2018 г.)
- Диплом лауреата Всероссийском Конкурса им. первопечатника Ивана Федорова на лучшую научно-исследовательскую и научно-методическую работу за учебное пособие «Методы инженерии в задачах цифровой трансформации экономики» (в четырёх книгах, под редакцией проф. В.Н. Азарова) в составе коллектива авторов (2021 г.)